воскресенье, 26 июня 2016 г.

Профильный экзамен

Выпускникам школ, которые сдавали в этом году ЕГЭ по профильной математике, экзамен показался слишком трудным. Часть ребят считают, что реальные задания не соответствовали демоверсии, и собирают подписи для обращения к президенту с просьбой пересмотреть механизм подсчета баллов.

Выскажу мнение учителя математики высшей категории (есть такая), который выпускал в этом году два 11-ых класса, 46 выпускников.
1. Разработчики профильного ЕГЭ  заявляют, что все задачи 1-ой части (я имею в виду задачи на 1 балл) элементарны, их можно решить за урок, 45 минут. Это действительно так, НО, чтобы решить их все, необходимо помнить сотни формул, начиная с дискриминанта в квадратном уравнении и до формул дифференцирования и интегрирования, а также тысячи схем решения «прототипов» разных задач. Выпускники, готовясь к ЕГЭ, стараются как можно больше повторить, прорешать. Разработчики прекрасно знают, на что обиделись выпускники этого года! Конечно не на первые задачи для пятиклассников, их решит любой троечник, а на задачу №9! Такие задачи еще называют «пилотными». Разработчики запускают такую задачу и смотрят, какой будет процент «решаемости». Ну не давали они в этом году ни в одном тренировочном варианте задачи на формулу приведения логарифма к новому основанию! Голова не компьютер, все запомнить не может! Были бы справочные материалы!- решили бы! Кстати, некоторые ребята решили, а другим ОЧЕНЬ обидно, что не увидели эту формулу. Ведь это их законные 70 баллов «слетели»!
И что, теперь, делать вывод, что те, кто не увидел формулу, глупее? Или не знает математики? Да хорошист, который не решил, через секунду все поймет, когда увидит! И у него останется только чувство досады и злости.

2. Это еще не все «сюрпризы». Текстовая задача на смеси может и не сложная, но со своей «изюминкой», требует взвешенного подхода, нужно составить систему уравнений, решить и все проверить. И в задаче №12 нужно найти производную дробно-рациональной функции со знаком минус перед дробью, что увеличивает уровень сложности, можно запутаться в знаках (от волнения). Кстати, при составлении вариантов ЕГЭ, похоже возрастную психологию вообще никто не учитывает. Чтобы запустить новый учебник, он должен пройти множество экспертиз, а как насчет вариантов ЕГЭ? Интересно! Надо узнать.
Итак, на первую часть (ту, где нужны одни ответы), выпускник потратил больше времени, чем рассчитывал и возможно 3 задачи не решил, а 70 баллов ему нужны, как воздух!

Смотрим вторую часть.
3. Задача №13- по демоверсии, тригонометрическое уравнение с отбором корней на заданном отрезке. Оценивается в 2 балла. В этом году составители  решили его усложнить логарифмами. Не буду писать романы на тему того, как тяжело учителю за 3 урока в неделю научить десятиклассников тригонометрии (попутно убеждая, как ВАЖНА тригонометрия в современном мире!), это ДЕСЯТКИ! формул, правил, схем решения. Учим, решаем, готовимся! Но на экзамене- «СЮРПРИЗ»! Тригонометрия под знаком логарифма! Пусть не сложно, НО РЕБЯТА УВИДЕЛИ ТАКОЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ И НА ЭКЗАМЕНЕ! А это самая решаемая задача на 2 балла! Любой хорошист перед экзаменом скажет: 12 баллов за первую часть и 2 балла в №13- это уже больше 60 баллов в 100-бальной шкале! Я точно наберу. А теперь вспомним хорошиста, который не решил №9. Нужно иметь крепкие нервы, чтобы справиться с волнением и решить такую новую задачу. А может нет? Выпускник не уверен, он раньше такого никогда не решал. Чувство досады нарастает. Ведь раньше он решал всю первую часть без ошибок, тренировался, а тут что-то совсем новое.

4. Задачи №14 и 16- по геометрии. Про это тоже отдельная история, не буду долго. Можно было бы дать одну посложнее, другую попроще. На мой учительский взгляд, обе задачи были сложными. Разработчики КИМов никогда с этим не согласятся. Они с легкостью докажут (они же математики!) что задачи не выходят за рамки школьного курса. Да, не выходят! НО ВРЕМЯ!!! Чтобы понять «замысел» автора, подобрать ключ к решению таких задач, иногда нужно полдня! С этого момента начинают «слетать» отличники. Они уже потратили достаточно времени на первую часть= 1час (с проверкой, как учили, чтобы не было вычислительных и других глупых ошибок, чтобы баллы второй части не закрывали дырки в первой); на задачу №13= минут 15 а то и больше: нужно решить уравнения внутри уравнения, как матрешку, а еще и корни отобрать надо, объяснить, как отбирал, а то ведь второй балл снимут; задачи №15=30 минут, не очень сложно, но много вычислений, преобразований, опять же проверить надо; №17= 30 минут, тоже не факт, что сразу получится, вычисления могут подвести, а калькулятора нет! Итак до конца экзамена 1 час 40 минут (3 часа 55 минут отнимаем 2 часа 15 минут), а еще не решены две сложных задачи по геометрии, задача с параметрами и задача №19!
 В итоге, выходили все потерянные, расстроенные, две девочки даже заплакали! НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ!!! Решали до последней минуточки, пока организаторы не стали собирать работы.
Кстати, этим ребятам такое испытание приходится проходить второй раз. Два года назад, в ГИА они тоже решали задачи с «сюрпризами». Тогда срезали всех хорошистов и отличников. Было много претензий у учителей к авторам КИМов. А НАМ, УЧИТЕЛЯМ, ПРИХОДИТСЯ ИХ КОСЯКИ РАСХЛЕБЫВАТЬ, и убеждать детей, что они вовсе не тупые, родителям, что с их детьми все в порядке, просто не повезло с экзаменом, но мы постараемся, будем готовиться… Директорам вообще ничего не докажешь. Факт остается фактом. Тогда, в 9-ом классе было 20 двоек на три класса (причем один класс- дети из приюта)! И вот опять! Вот так! Грустно!
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН должен подтвердить отметку 4 для хорошиста, отличник должен удовлетворить свои амбиции, и поступить в достойный институт, ну а остальным ребятам по заслугам и стараниям и баллы.
                                                                                                                                 Вера Ника

0 коммент.:

Отправить комментарий